Неизданная версия романа об Александре
А.Я. Гаркави

Комментарии

§ 17

Рассказ о путешествии Александра к облакам на проголодавшихся птицах, стремящихся к показываемому им мясу, весьма распространен. [118] В еврейских источниках впервые упомянуто об этом путешествии, но без всяких подробностей, в иерусалимском Талмуде [119]. Место это гласит: «Раввин Иона (жил в III столетии по Р.Х. в Палестине) сказал: “Алксндрос Мкдон (Бам. Раб. Мкдонос), желая подняться в высоту, все поднимался и поднимался до тех пор, пока не увидел мир в форме шара, а море подобное чаше"». Еще короче намек в «Пирке дерабби Элиезер» (гл. 11), где сказано, что Александр старался узнать не только находящееся на концах земли, но еще пожелал взойти на небо, для того чтобы узнать, что находится на небе, и снизойти в бездны, для того чтобы узнать, что находится в безднах. Горионид [120] говорит также вкратце, что Александр вздумал вознестись на высоту (или: на небо) сквозь атмосферу и спуститься в бездну Великого моря и т. д., что и было им исполнено посредством чудесных механизмов и искусных приспособлений, как это описывается в составленном египетскими волхвами жизнеописании Александра. В самаритянской же хронике, известной под названием «Книги Исуса Навина» [121], рассказывается, что, желая сразу обозреть весь свет (Абул-Фатх: четыре страны света), Александр спросил своих друзей и мудрецов, как это исполнить, и они посоветовали ему сделать ковчег (Абул-Фатх: престол), к которому привязать четырех орлов и мясо. Из того обстоятельства, что самаритянская хроника оканчивает этот рассказ тем, что на том месте, где Александр спустился, был сооружен город Александрия, Яинбол [122] заключает, что автор следовал египетским легендам, не объясняя, однако, где находятся эти египетские легенды, которых нет ни в одной рецензии Псевдо-Каллисфена. Другую версию рассказа о путешествии Александра в вышину приводит, как мы заметили выше (с. 219), Ибн Пальквера у Самуила ибн Царца. Вот слова последнего: «Раввин Шем-Тоб ибн Пальквера говорит, что он нашел в книге Александра Македонского, что он взошел на гору, окружающую весь мир, и приказал своим товарищам привязать свое оружие к созвездию Овна, а он сам привязал свое оружие к созвездию Медведицы, и когда они все исполнили его желание, а затем пришли взять обратно его оружие и свое собственное, то не могли уже взять его. Тогда он им приказал оставаться тут до следующего года, так как небеса двигаются вокруг земли, а люди об этом не знают. Так они и сделали, сидели там целый год, до тех пор пока созвездие Медведицы не вернулось к тому месту, где они привязали свое оружие, которое они таким образом получили обратно». Нечто похожее, на что указали Яинбол и Штейншнейдер, находится в мусульманских легендах о Нимруде (Немвроде) и о Двурогом (Зу-л-Карнайн), тождество которого с Александром составляет спорный вопрос [123].

Нелишне будет отметить здесь, что в Вавилонском Талмуде [124] находится сказание, будто однажды путешественники прибыли в такое место, где небо и земля целуются (соприкасаются), и рассказчик положил свои харчи в небесное окно (отверстие) и стал молиться. После молитвы он хотел взять свои харчи, но не нашел их, чему весьма удивился, пока ему не объяснили, что только на завтрашний день, когда небесный шар (или круг) в своем обращении вернется на то же самое место, он может получить обратно свои харчи. В X веке, когда у вавилонских ученых раввинов возникло стремление осмыслить древние сказания, было предложено такого рода толкование означенного сказания: «Мы слышали предание от наших ученых, что греческий царь Александр (вар. царь Александрии) изготовил большой медный шар в 360 локтей величины, по локтю на каждый градус, наподобие небесного круга, и посредством известного механизма, при помощи ветра или воды, шар этот двигался сам собой, совершая полный круг в 24 часа. В нем были сделаны также отверстия наподобие окон, в одно из коих путешествующий раввин положил свой мешок» и т. д. [125] Другой же раввин XIV века, Йом-Тоб Севильский, говорит, что он нашел сказание, в котором это приписывается не Александру, а царю Гермесу.

Варианты к сказанию о путешествии по морской глубине [126] указаны у Цингерле [127]. В древнераввинских сказаниях, кроме вышеуказанного намека в «Пирке дерабби Элиезер», о морском путешествии Александра ничего нет. Только в «Мидраше Тегиллим» (гл. 93) рассказывается про императора Адриана, что он однажды пожелал достигнуть бездны Океана, взял веревки и спускал их в глубину в продолжение трех лет, пока не услышал глас свыше: «Полно тебе, Адриан!» [128] Затем он пожелал узнать, как воды славословят Господа, взял стеклянные ящики, посадил в них людей и спустил их в Океан; когда они вышли, то рассказали, что слышали, как Океан славословит: «Силен Господь в высоте!» [129]
 


118. Псевдо.-Калл. С. 2.41, в послании к Аристотелю; Hist. de prel. § 115 Zing., р. 131 Landgr.; Леви с. 48; французский роман Р. Meyer 2.189; во всех этих местах сказано «грифоны»; литературу см. у Zing. Ibid. р. 5 Anm. 2.

119. «Абода Зара» глава 3 § 1, ed. Krotoschin 1866, Г. 42; ср. «Бамидбар Рабба» § 13, ed. Leipzig 1864, р. 444.

120. 2.22, р. 149.

121. Chronicon Samaritanum, ed. Juynboll, р. 185, 322; Abulfathi, Annales Samarirani, ed. Vilmar, р. 85.

122. Там же, с. 322, прим. I.

123. См. Weil, Biblische Legenden der Muselmaenner, р. 77-78, 95.

124. Тр. «Баба-Батра» л. 74a.

125. См. мои Studien und Mittheilungen, Th. 4, р. 5, № 12; р. 190, № 374 и объяснения в конце книги.

126. Псевдо.-Калл. С. 1.38, Zacher, р. 140: послание к Аристотелю; Hist. de prel. § 116 Zing., Landgr. р. 131-132; Levi, р. 49.

127. С. 5 прим. 2; ср. Р. Meyer 1.110, 135-139, 2.164.

128. Буквально: «Кончай, Адриан!» По-видимому, в том смысле, что это напрасный труд, ибо он никогда не достигнет конца бездны. Очень возможно, что следует читать «отойди, оставь», каковое слово обычно для раввинской литературы в подобных случаях.

129. Ср. Пс. 93.4.