Белградская стратегическая наступательная операция (28.IX-20.X 1944 г.)

Александр Львов, Илья Мощанский

 

2. ГЕРМАНСКАЯ ОБОРОНА

 

51. 7-я горнострелковая дивизия СС "Принц Евгений" активно участвовала в операциях против югославских партизан. На снимке генерал-лейтенант войск СС Флепс обсуждает план действий с командиром 14-го добровольческого горнострелкового полка СС "Скандербег" оберштурмбан-фюрером Шмидхубером. 1943-1944 годы (Bundesarchiv).

51. 7.SS-Freiwilligen-Gebirgs-Division "Prinz Eugen" was proactive in fighting Yugoslav partisans. The picture shows Waffen-SS General Phleps discussing an OPLAN with Obersturmbannfuehrer Schmidhuber. ОС. SS-Freiwilligen- Gebirgsjaeger-Regiment 14 "Skanderbeg". 1943-1944.

 

 

В отличие от планов советского командования, планы командования вермахта по отражению неизбежного удара могли опираться только на предположения и, как показали дальнейшие события, не отражали реального соотношения сил ни на главных, ни на вспомогательных направлениях наступления советских войск. Вместе с тем, германские войска на территории Югославии перед началом Белградской наступательной операции представляли собой довольно грозную силу и сосредоточились в следующих группировках.

 

На восточной югославской границе против частей Красной Армии и новой Болгарской армии располагались: 4-я панцергренадерская полицейская дивизия СС — в Банате; части спецдивизии "Бранденбург" — у Вршаца и Неготина; 1-я горнострелковая дивизия вермахта — в районе Заечар, Бела-Паланка, Ниш; 7-я горнострелковая дивизия СС "Принц Евгений" — в районе Чачак, Крагуевац, Крушевац и на марше к Нишу; 11-я авиаполевая дивизия — в районе Царево-Село, Крива-Паланка, Куманово, Штип; части 22-й дивизии — в районе Струмицы (выдвигались от Салоник через Дойрани).

 

В августе — сентябре 1944 года в движении из Греции находились 117-я егерская дивизия (ее передовые части находились у Джевджелии) и 104-я егерская дивизия (передовые части находились у Битоли). На остальной югославской территории располагались следующие соединения. 21-й горный армейский корпус: 181-я пехотная дивизия дислоцировалась в районе Подгорица, Бока Которска, Бар (часть сил в Скадаре); 21-я горная дивизия СС "Скандербег" — в Косово и Метохии; 297-я пехотная дивизия — в Струге и Дебаре (главные силы в Албании). 5-й горный корпус СС: 369-я легионерская дивизия "Дьяволы" занимала оборону в районе Требине, Дубровник, устье реки Неретва, Мостар, Невесине; 118-я егерская дивизия — на береговом участке моря между реками Неретва и Цетина; 13-я горная дивизия СС "Хандшар" [8] — в районе Биелина, Брчко. 15-й горный корпус: 264-я пехотная дивизия находилась в Задаре, Шибенике, Сплите и Дрнише; 373-я легионерская дивизия "Тигры" — в районе Книн, Грачац, Допи Ланац, Бихач; 392-я "Голубая" легионерская дивизия — в районе Госпич, Огочац, Сень, Огулин.

 

69-й армейский корпус специального назначения со своими основными силами: 1-й казачьей конной дивизией (две конные бригады но три конных полка каждая, конный артдивизион, танковая рота, службы снабжения), двигался вдоль железной дороги Загреб - Славонски-Брод. 97-й

 

28

 

 

52. Колонна мотоциклистов 7-й горнострелковой дивизии СС "Принц Евгений" в одном из сербских сел. Югославия, 1943-1944 годы (Bundesarchiv).

52. A motorcycle convoy of the 7.SS-Freiwilligen-Gebirgs- Division "Prinz Eugen" in a Serb village. Yugoslavia, 1943- 1944.

 

 

армейский корпус: части 188-й запасной дивизии располагались в районе Постойна, Сежана (главные силы в Триесте); 71-я и 237-я пехотные дивизии — в Истрии, а части 18-й корпусной области: 438-я дивизия — в районе Крань, Целе, Ара во град (остальные части в Австрии).

 

Военно-морские части базировались в Адриатическом море.

 

Таким образом, в Югославии в конце сентября 1944 года находились 14 полных и 8 неполных немецких дивизий. Помимо этого, германское командование имело в своем распоряжении большое число различных батальонов и полков. Общая численность немецких войск составляла около 400 тыс. человек. Кроме того, в Югославии находились части пяти дивизий и другие подразделения венгерских войск. Их силы насчитывали до 30 тыс. солдат. Следовательно, общая численность оккупантов в Югославии, по уточненным данным, составляла около 430 тыс. человек.

 

Значительную силу в Югославии представляли и войска местных союзников Германии:

 

— военные силы независимого хорватского государства: 37 усташско-домобранских бригад и ряд мелких частей в Хорватии, Среме, Боснии и Герцеговине — всего около 150 тысяч человек;

 

— четники в Сербии, Черногории и в некоторых районах Боснии, Герцеговины и Хорватии, где жили сербы, — всего около 60 тысяч человек;

 

— "недичевская" сербская государственная охрана в Сербии — всего около 17 тысяч человек;

 

— русский белогвардейский охранный корпус в Сербии — всего около 11 тысяч человек;

 

— "баллисты" в Македонии, в Косово и Метохии — всего около 15 тысяч человек;

 

— домобранство в Словении — всего около 14 тысяч человек;

 

— мусульманская милиция в Боснии и Герцеговине — всего около 4 тысяч человек.

 

Силы союзников Германии насчитывали 275 тысяч человек.

 

Таким образом, общая численность войск вермахта и его союзников составляла около 700 тыс. человек.

 

Ударной группировке 3-го Украинского фронта и войскам Народно-освободительной армии Югославии предстояло преодолевать не только яростное сопротивление противника, но и сложную горно-лесистую местность, которая в данном случае становилась невольной союзницей немецких войск. Германское командование хорошо использовало выгодную для себя местность и подготовило на ней довольно сильную, глубоко эшелонированную оборону. Основу ее составляли опорные пункты и узлы сопротивления. Крупные населенные пункты, такие как Радуевац, Неготин, Рготина, Заечар, Княжевац, Ниш, Пожаревац, Крагуевац, Крушевац, Кралево, расположенные на железных и шоссейных дорогах, были превращены в узлы сопротивления и подготовлены к круговой обороне. Особенно сильно был укреплен участок на стыке болгаро-румыно- югославской границы, по которому можно было обойти Западные Балканы с северо-запада, и на котором находился наиболее удобный проход через Восточно-Сербские горы. Подготовленный здесь мощный узел сопротивления состоял из сильно укрепленных опорных пунктов в Прахово, Радуеваце, Негогине, Рготине, Штубике и опирался на естественные оборонительные рубежи — реки Дунай и Тимок. На северо-восточных, восточных и юго-восточных склонах Западных Балкан и Восточно-Сербских гор, на путях вероятного движения советских войск были оборудованы многочисленные огневые позиции для пулеметов, артиллерии и минометов Узкие горные дороги и

 

29

 

 


53, 54. Даже надежные немецкие штабные машины с трудом преодолевают горный перевал. На снимках — автомобиль "Хорьх-901” Kfz. 15 7-й горнострелковой дивизии СС "Принц Евгений' (регистрационный номер "SS-401152") в горах Югославии. 1943-1944 годы (АВЛ).

53, 54. Even reliable German staff cars faced problems with negotiating the mountain pass. The pictures show a Horch 901 Kfz. 15 (registration number "SS-401152") of 7.SS-Freiwilligen-Gebirgs-Division "Prinz Eugen" in the mountains of Yugoslavia 1943-1944.

 

 

ущелья были завалены каменными глыбами; мосты, переправы подготовлены к взрыву. У горных проходов были построены ДОТы и ДЗОТы, в расщелинах скрывались снайперы и автоматчики. Все оборонительные сооружения были прикрыты многослойным, многоярусным огнем, а подступы к ним заминированы. Противник широко применял завалы, мины нажимного и натяжного действия, рогатки, фугасы и различного рода "сюрпризы".

 

По западному берегу реки Велика Морава был подготовлен промежуточный оборонительный рубеж, оборудованный стрелковыми ячейками полевого типа. Однако этот рубеж немецкие войска занять не успели. Лишь в местах переправ через реку имелось несколько пулеметных ДОТов и ДЗОТов, занятых гарнизонами. Армейская группа "Сербия" получила задачу, опираясь на эту оборону, прикрыть подступы к основным коммуникациям Лесковац — Ниш — Белград; Кралево — Белград и направление вдоль долины реки Ибар и обеспечить таким образом отход войск группы армий "Е" из южных районов Балканского полуострова.

 

К моменту выхода 3-го Украинского фронта на югославскую границу против советских, югославских и болгарских войск в полосе от большой излучины Дуная (у Оршовы) до болгаро- греческой границы действовали соединения армейской группы "Сербия" и часть войск группы армий "Е". С воздуха их поддерживала оперативная группа люфтваффе "Юго-Восток", в составе которой насчитывалось около 200 самолетов. Остальные силы группы армий "Ф", югославские пронацистские формирования были скованы Народно-освободительной армией и партизанами Югославии.

 

Части и соединения противника имели достаточный боевой опыт, были хорошо оснащены и подготовлены для действий в горах,

 

30

 

 

55, 56. В соединениях войск СС было довольно много трофейного оружия. На снимках — артиллеристы 7 гсд ведут огонь из 150-мм чешских трофейных орудий sFH37(t). Югославия, 1944 год (АВЛ).

55. 56. Waffen-SS troops operated a lot of captured materiel. The pictures show the artillerymen of 7.SS-Freiwilligen-Gebirgs- Division "Prinz Eugen" firing Czechoslovak 150-mm sFH37(t) guns. Yugoslavia, 1944.

 

 

укомплектованы кадровым личным составом. Так, 1-я горнострелковая дивизия до прибытия на болгаро-югославскую границу воевала в горах Кавказа, Албании и Черногории. Батальон "Глазер" состоял из немецких моряков, "сошедших" на берег после затопления своих судов на Дунае. Весь офицерский и унтер-офицерский состав сформированного 2 октября 1941 года русского охранного корпуса, которым командовал генерал Б.А. Штейфон, состоял из белогвардейцев, боровшихся против советской социальной системы. В сентябре 1944 года корпус имел по штату 11197 человек и состоял из одного конного (1-й казачий полк генерала Зборовского) и четырех (с 2 по 5) пехотных полков. Он был вооружен трофейным, в основном, чешским оружием и охранял железные дороги и коммуникации на территории Сербии.

 

Германское командование создало три группировки, прикрывавшие основные направления. Группировка в районе Пожареваца контролировала выходы из районов Видина и Турну-Северина на Белград вдоль правого берега Дуная. Войска, опиравшиеся на горный хребет у населенных пунктов Заечар, Неготин, Жагубицы, прикрывали выходы к реке Велика Морава. Группировка в районе городов Ниш и Аесковац должна была обеспечивать связь с войсками вермахта, отходившими из Греции.

 

Советское командование, стремясь добиться на направлении главного удара решающего превосходства над противником, пошло на смелое массирование сил и средств. Ударная группировка 3-го Украинского фронта, усиленная двумя артиллерийскими дивизиями прорыва и 37 отдельными артиллерийскими и минометными полками, поддержанная 17-й воздушной армией и Дунайской военной флотилией, вместе с 1-й армейской группой и 14-м корпусом НОАЮ имела значительное превосходство над противостоящим противником как по численности войск, так и по количеству и качеству боевой техники и вооружения. Все это во многом предопределило успешное осуществление Белградской операции.

 

[Previous] [Next]

[Back to Index]