Еничарите в българските земи

Цветана Георгиева

 

(Янычары в болгарских землях)

(Цветана Георгиева)

 

РЕЗЮМЕ

 

 

Янычарский корпус является объектом прочного интереса при изучении истории Османской империи. Его становление, роль в военной экспансии османцев и во внутренней политике государства, так же как и продолжительный процесс его деградации неизменно присутствуют во всех общих сочинениях по османской истории. Немало и специализированных исследований определенных сторон или общего развития корпуса. За незначительными исключениями, однако, они изучают корпус лишь как военную формацию, как часть механизма османского централизма. В исследованиях очень бегло затрагивается роль янычарей в жизни османских провинций.

 

Настоящее исследование сосредотачивает свое внимание на возникновении, развитии и роли провинциального янычарства, на основе наблюдений территорий, населенных болгарским населением. Отсюда вытекает и основная задача исследования — установить и анализировать янычарское присутствие в экономической, общественной и политической жизни болгар и таким, образом выявить итоги этого присутствия в эволюции болгарского народа. Исследование основывается на достижениях европейской и турецкой историографии в изучении янычарской институции и на анализе многочисленных и различных по происхождению документальных источников — наративные османские и европейские источники, документы центральной османской администрации, протоколы кадийских реестрах реестров болгарских городов. Привлекается информация болгарских письменных памятников и народного творчества.

 

Изучение провинциального янычарства неизбежно ставит задачу проследить общее развитие янычарского корпуса. Внимательный анализ источников показывает, что его становление является не однократным актом, как представляют это османские хроники, а продолжительным процессом, вызванным социальным переструктурированием османского общества во второй половине XIV в. и особенностями социальной и политической обстановки в Малой Азии и на Балканах на начальном этапе османского нашествия. Первые янычарские отряды формируются при Мураде I (1362—1389 гг.), но янычарский корпус достигает законченного вида при Сюлеймане I (1520—1566 гг.). В его становлении наблюдаются основные тенденции развития военной организации огузов и ближневосточных средневековых исламских государств, но они модифицированы в конкретной

 

222

 

 

политической обстановке османских владений. Представленная структура янычарского корпуса и этапы его формирования, а так же и расширение его функций не только в военной организации, но и в утверждении османцев в новозахваченных территориях, раскрывает его роль механизма центральной власти против сепаратистских тенденций в османском обществе. Деградация институции, нашедшая выражение в ее резком численном наращивании и постепенном снижении ее боеспособности, которая, со своей стороны, заменена интенсивным вмешательством во внутриполитическую жизнь — являются следствием и проявлением процесса углубления феодальных отношений концам XVI в.

 

Первой проблемой в исследовании роли янычарского корпуса в жизни болгарского народа является девширме. Анализируются причины, обусловившие появление насильственного набора детей немусульманских подданных как нормативно регламентированной обязательной повинности. Девширме и факторы, стимулировавшие его утверждение, обосновывают вывод, что это своеобразное развитие рабского института в исламском мире, обусловленное необычным для Средиземноморья сожительством разнородного в религиозном отношении населения османской державы. Устанавливается, что рекрут появляется в конце XIV в. Последние сведения о проведении рекрута датируют с начала XVIII в. (1705 г.). Это дает основания убедительно утверждать, что девширме отрывало от болгарского народа значительную часть подрастающего мужского поколения в течении более трех столетий. Анализ ритма принудительных наборов и доли отнимаемых мальчиков доказывает, что он задевает каждую демографическую генерацию. Исследование наборов, которые осуществлялись при помощи всех звеньев управленческой системы и непосредственно реализировались самим янычарским корпусом, раскрывает сильно развитую систему психологической обработки, которая превращала болгарских юношей в исполнителей воли османской власти. Анализ сопротивления против девширме свидетельствует, что оно, не имея существенного значения для снижения этнических человеческих потерь, играет важную роль в консолидации и сохранении болгарской народности в условиях османского владычества из-за экстремального характера законного насилия.

 

Создавание и роль провинциального янычарства в болгарских землях является основной проблемой исследования. Основные способы размещения бойцов османской платной пехоты в провинциях являются их рассылка в крепостях с середины XV в., постепенно вытесняя гарнизоны мустахфызов, и заселением пенсионеров и уволенных бойцов столичного контингента. С середины XVI в. янычары становятся постоянным компонентом в болгарских населенных пунктах, причем в начале

 

223

 

 

предпочитание преимущественно к городам. Большие социальные, юридические и экономические привилегии янычар усиливают стремление значительной части мусульманского населения быть включенным в списки оджака, что привело к многократному нарастанию янычар в болгарских землях. С середины XVII в. многим из местных мусульман удалось превратиться в янычар, но не будучи при том действительными солдатами. Это время, когда янычари превращаются из военной формации в широкую социальную прослойку. В то время как бойцы гарнизонов организуются как звенья османской военной машины, рассеяные в селениях члены оджака объединяются в территориальные организации, которые соответствуют казе и командуются местным сердарем. Они исполняют разнообразные функции, преимущественно полицейского характера, и постепенно концентрируют в своих руках значительную часть местной власти. Это обуславливает их большую роль в аянском институте и через него в процессе децентрализации, достигшей своей кульминации во время аянского мятежа в конце XVIII в. и начале XIX в. Местные янычары являются ядром кырджалийских отрядов и эляетских войск. Из орудия центральной власти провинциальное янычарство превращается в главный фактор в борьбе против нее. Именно поэтому начало реформ в Османской империи начинается ликвидацией янычарского корпуса и физическим уничтожением янычар в 1826 г.

 

Янычарское присутствие в болгарских землях играет существенную роль в экономике. Тимарские реестры указывают на наличие янычарских тимаров с середины XV в. Они увеличиваются и становятся все более разнообразного типа. Но условная форма тимара после середины XVI в. не превращают его в особо желаемый объект землепритяжания. Пользуясь своей позицией освобожденного от поборов населения, янычары постепенно оформляют на тимарских владениях безусловные поземленные владения, вошедшие в практику под названием чифлики. Их имя указывает на то, что их первообраз личное владение мусульманского крестьянина, но они отличаются значительно большими размерами в силу заграбления пустеющих земель, сдачу под аренду вакуфских земель, интегрированием посредством покупки, насилия или ростовничеством крестьянских наделов. В болгарских землях янычары являются социальной прослойкой, которая реализирует мобилизацию земли ѝ .которая на практике развивает процесс феодализации до степени ее зрелости. Они являются общественной средой, которая атакует тимарскую систему и из которой зарождается провин:циальная поземленная аристократия. Они активно проникают и в другие рентабельные социальные сферы — в торговлю и ростовничество. Для феодального эксплуатированию населения это означает резкое увеличение размеру феодальной ренты,

 

224

 

 

приводившее к обезземлению. Чифлик и маликяне, посредством которых янычары осуществляют мобилизацию земли, приводят к резкому нарастанию противоречий между эксплуататорами и эксплуатируемыми, которые выливаются в анархию в конце XVIII и начале XIX вв.

 

Другим аспектом янычарского присутствия в болгарских землях является их обильно документированное участие в аппарате экономического насилия. Они выполняют всевозможные полицейские функции и в качестве провинциальной вооруженной силы, которая поддерживает османскую власть над болгарским населением. Особый юридический статус, который местах не только превращает их в экзекуторов всех остальных социальных и этнических групп в османском государстве, но и в главного носителя произвола, коррупции и социальной дезорганизации. Исполнители государственного насилия, они превращаются и в насильников по отношении к органам самой государственной власти. А для немусулманского населения, как свидетельствуют документы, они являются политическим и социальным кнутом. Их роль в жизни болгарского общества определенно негативна.

 

Наконец, необходимо подчеркнуть их активное вмешательство в процесс исламизации болгарского населения. Создавая и поддерживая атмосферу насилия в повседневной жизни, они побуждают немало людей к перемене религии. Для них, не исчезая, все-таки уменьшается степень бесправия. Янычарский корпус как институция, янычарство как сословие и янычары как индивиды являются основным фактором в действии и проявлении османской власти в болгарских землях в начале XV в. вплоть до третьего десетилетия XIX в.

 

[Previous] [Next]

[Back to Index]