На стыке Азии и Европы (очерки о Турции и турках)

Еремеев Дмитрий Евгеньевич

 

ОТ АВТОРА

 

 

Когда долго занимаешься изучением какой-нибудь страны, какого-либо народа, эта страна, ее народ становятся как-то особенно близки... Я отдал изучению Турции, ее истории, этнографии, турецкого языка около тридцати лет. Несколько раз довелось мне побывать в этой стране, познакомиться с ее народом. Я полюбил Турцию и ее народ, особенно простых людей — крестьян, рабочих, молодежь. Это народ нелегкой судьбы, но щедрого сердца. Простые люди многих стран похожи друг на друга своей основной сутью — это люди труда. Но национальные особенности всегда накладывают на любой народ свой неповторимый отпечаток. У каждого народа независимо от социального строя, при котором он живет, есть свои достоинства, свои таланты, есть чему у него поучиться.

 

В этой книге мне хотелось рассказать о турках и Турции. Рассказать о том, что я видел сам или что узнал за долгие часы, проведенные над сочинениями маститых и немаститых туркологов, поделиться теми мыслями, что родились у меня при изучении истории Турции, при наблюдении турецкой действительности. Как этнограф я всегда, естественно, больше внимания уделял этнической специфике — национальным особенностям быта, традициям, национальному характеру, происхождению турецкого народа. Однако нельзя описать народ, не рассказав о его стране и хотя бы узловых моментах его истории. Народ, его страна, его история — единое целое.

 

Книга имеет подзаголовок «Очерки о Турции и турках». Это именно очерки, «собранье пестрых глав», а не систематическое изложение этнической, социальной и политической истории турецкого народа. В них мне хотелось показать прежде всего значимость исторических традиций в жизни современного турецкого общества, их истоки и преломление в сегодняшнем дне — как бы проследить связь времен...

 

Турция... Само название этой страны вызывает в уме множество различных и порой даже противоречивых ассоциаций. Одни, слыша это слово, представляют себе далекий, своеобразный мир, окутанный таинственной романтикой и яркой экзотикой мусульманского Востока: султаны, гаремы, мечети, муэдзины. Другие, особенно жители нашего европейского юга л Закавказья, вовсе не считают Турцию далекой. Турция? Да

 

3

 

 

это же наш ближайший сосед: стоит пересечь Черное море (при современных средствах сообщения это может занять лишь несколько десятков минут) — и вы в Турции. А под Батуми, на Черноморском побережье, начинается шестисоткилометровая сухопутная граница, отделяющая эту страну от советских республик Грузии, Армении и Азербайджана.

 

Многие, конечно, знают, что в нынешней Турции нет ни самих султанов, ни их бесчисленных гаремов. А вот мечети и муэдзины остались. Современная Турецкая Республика — лишь часть некогда огромной Османской империи, включавшей многие страны Азии, Африки и Юго-Восточной Европы. Но и теперь Турцию нельзя назвать маленькой страной. Ее площадь — 781 тысяча квадратных километров, население — 45 миллионов человек.

 

Разнообразна и щедра природа этой страны, благодатен климат, плодородны почвы. Берега ее омывают теплые моря, обильные рыбой. Во многих районах снимают по два урожая в год. Пшеница и кукуруза, табак и хлопок, цитрусовые и виноград, оливки и инжир, айва и бананы — таков далеко не полный перечень турецких сельскохозяйственных культур. В недрах Турции есть железо и уголь, хром и ртуть, бокситы и уран. Тем не менее эта страна экономически развита слабо. Турция, бывшая полуколония западных держав, сбросив оковы колониализма в 20-е годы нашего века, пошла по капиталистическому пути развития и не преодолела до конца экономической зависимости от стран Запада. В этом основная причина слаборазвитости нынешней Турции.

 

Турция всегда привлекала к себе внимание исследователей — историков, этнографов, археологов, искусствоведов. Это не удивительно. Расположенная на стыке Европы и Азии, она имеет интереснейшую историю, а быт и традиции турок представляют собой настоящий этнографический калейдоскоп. Можно сказать, что Турция лежит на стыке не только континентов, но и цивилизаций. Европа и Азия, Запад и Восток, христианство и ислам, а в новейшее время капитализм и феодализм —все это сошлось в Турции, тесно переплелось, смешалось.

 

Именно в Малой Азии, этой срединной земле Старого Света, зародились и развились многие древние цивилизации. Здесь найдены одни из самых ранних поселений человека. В Малой Азии встречались, взаимно обогащались европейская, азиатская и даже африканская культуры. Ядро Турции — Анатолия — изобилует руинами античных городов. Сами земные недра здесь насыщены предметами древнейшего искусства и изделиями ремесла. Находки археологов так часты, что стали здесь почти заурядным явлением. Мало стран может похвастаться таким перечнем древностей, найденных на их земле, как Турция. Нелегальный вывоз уникальных археологических находок стал в Турции преступным бизнесом гораздо раньше, чем в

 

4

 

 

Италии и Греции, этих классических «археологических заповедниках».

 

Земли Турции когда-то населяли хетты, фригийцы, лидийцы, галаты. Персы, греки, римляне последовательно основывали здесь свои колонии, входившие в состав могущественных рабовладельческих держав Кира, Александра Македонского, римских императоров. Здесь встретились древний Иран и древняя Греция, развивались эллинистическая и византийская культуры. Великие торговые пути древности и средневековья — морские дороги и караванные тропы, — расцвет ремесленного производства в городах сыграли огромную роль в историческом развитии Турции.

 

Арабские и тюрко-монгольские завоевания VIII—XIII вв., возникновение обширных феодальных империй — Арабского халифата, государства Сельджукидов, Османской державы, их крушение и распад, бесконечные передвижения кочевых тюркских, иранских, арабских и других племен, их смешение друг с другом и с местным оседлым населением — греками, армянами, лазами, грузинами, славянами и иными народами, распространение арабо-персидской мусульманской культуры, обогащенной культурой местной, — все это определило сложный этнический облик турецкого народа.

 

Складывание турецкой нации, начавшееся накануне гибели Османской империи, было задержано феодальными и теократическими препятствиями, закабалением страны империалистическими государствами. Лишь кемалистская революция 1918—1924 гг. сняла многие из этих препятствий, оградила турок от произвола колонизаторов. Однако эта революция решила далеко не все проблемы. В то же время быстрое развитие капитализма в Турции за последние десятилетия и вместе с тем устойчивость отдельных явлений феодального уклада, бурный рост городов, классовое расслоение деревни, крушение старых патриархальных порядков, привычных устоев — все это породило много новых проблем, обусловленных трудным и болезненным для широких масс переходом от феодализма к капитализму, усложнило развитие турецкой нации. Сущность сегодняшней Турции нельзя понять и без учета властного воздействия динамичных процессов современности — экономических и политических перемен, драматических переворотов, которые не только сменяют у кормила власти отдельные группировки правящих классов, но и вызывают глубокие изменения в сознании масс, в социальной психологии целых классов и общественных групп. Начиная с 1960 г., когда прогрессивно настроенные офицеры свергли реакционное правительство Мендереса, в Турции уже четырежды армия вмешивалась в политическую жизнь: в 1962 и 1963 гг. произошли две неудачные попытки военного переворота, а в 1971 г. консервативно настроенные генералы добились смены правительства угрозой ультиматума...

 

5

 

 

Турция и Россия — давние соседи. Вот уже на протяжении нескольких веков поддерживают они связи друг с другом. Первый русский посол стольник М. А. Плещеев прибыл в Стамбул еще в 1497 г. Правда, отношения между обеими странами далеко не всегда были мирными. В памяти всплывают походы турецких пашей на Россию, многочисленные русско-турецкие войны: фактов из истории, как слова из песни, не выкинешь. Но народы обеих стран не были виноваты в таком развитии событий. В одних случаях виновны в пролитой крови алчные турецкие султаны и феодалы, в других — не менее алчный русский царизм.

 

В прошлом Турцию и Россию нередко сталкивали друг с другом западные державы, преследуя свои корыстные цели. Так, к развязыванию русско-турецкой войны 1806—1812 гг. приложила усилия дипломатия Наполеона, желавшего ослабления и России и Турции. В Крымскую войну 1853—1856 гг. Турцию фактически вовлекли Англия и Франция, боявшиеся усиления русского влияния на Балканах и в Средиземноморье. Кайзеровская Германия втянула Османскую империю в мировую империалистическую бойню 1914—1918 гг., вынудив ее сражаться против России; при этом германские империалисты ловко сыграли на захватнических вожделениях пантюркистски настроенных правителей тогдашней Турции.

 

Но история знает и другие факты, другие периоды, наполненные искренними, дружескими, поистине братскими отношениями между нашим и турецким народами. После того как в России рухнул царский трон и установилась советская власть, а турки восстали против своего султана, ничто не помешало народам обеих стран протянуть друг другу руку дружбы и сотрудничества. В 1919—1922 гг., когда турки с оружием в руках боролись за свою национальную независимость против империалистов Антанты, когда решался вопрос о самом существовании турецкого государства, молодая Советская Республика, первая и тогда еще единственная в мире социалистическая страна, оказала братскую помощь Турции, несмотря на то что сама в это время была вынуждена вести тяжелейшую борьбу с белогвардейцами и иностранными интервентами. Именно в эти трудные для наших обеих стран годы было положено начало советско-турецкой дружбе, инициаторами которой были основатель Советского государства Владимир Ильич Ленин и первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк. В 1921 г. был заключен первый равноправный договор между Турцией и Россией. Он носил название, имевшее глубокий смысл, — «Договор о дружбе и братстве».

 

В 20—30-е годы добрососедские и дружественные связи между СССР и Турцией развивались и укреплялись. К сожалению, после смерти Кемаля Ататюрка в 1938 г. и особенно в военные и послевоенные годы советско-турецкие отношения ухудшились.

 

6

 

 

Турция стала все больше сближаться с империалистическими державами, все дальше отходить от принципов внешней политики Ататюрка, всегда призывавшего к укреплению дружбы с СССР.

 

После второй мировой войны империалистическим кругам удалось вовлечь Турцию в военные блоки НАТО и СЕНТО. В 1950—1960 гг., в период диктатуры Мендереса, турецкая внешняя политика почти потеряла свой независимый характер. В эти годы, когда Мендерес стремился превратить Турцию в «маленькую Америку», а вернее, в полуколонию США, когда страна покрылась сетью американских военных баз, турки говорили, что «дым американской сигары заволок Турцию».

 

Ухудшение отношений между Советским Союзом и Турцией было выгодно лишь милитаристским силам НАТО и Пентагона, превращавшим эту страну в ближайший военный плацдарм, направленный против СССР. Стремление Мендереса и его клики подчинить турецкую политику интересам заокеанского дяди Сэма вызывало все большее возмущение не только у широких народных масс, но и в среде правящих кругов Турции. Турки все чаще вспоминали поговорку о том, что «близкий сосед важнее и нужнее дальнего родственника».

 

После свержения правительства Мендереса, особенно в последние годы, наметились позитивные тенденции в турецкой внешней политике. Турция все больше склоняется к проведению независимой политики — политики, основанной на принципах Ататюрка. Наступило заметное улучшение в советско-турецких отношениях: все шире развиваются торговля и экономические связи. Советско-турецкое сотрудничество из сферы главным образом экономической распространяется постепенно и на вопросы политические. В Турции все больше убеждаются, что нашим странам нужно дружить, торговать, развивать деловые, научные, культурные и другие контакты. Для этого есть все возможности, все условия.

 

...Между СССР и Турцией лежит Черное море. Древние называли его «Понт Эвксинский» — «Гостеприимное море». Это название сегодня как нельзя лучше отвечает устремлениям народов обеих стран.

 

[Next]

[Back to Index]