История Югославии. Сборник
С. Шумов, А. Андреев

 

11. ДВОРЯНСТВО В ХОРВАТИИ И СЛАВОНИИ

 

Л.В. БЕРЕЗИН

 

 

Внутренняя жизнь народа, иначе сказать—история его сословий, история тех прав, которые приобретал каждый из классов известной нации, служит важным пособием при изучении современного положения дел в стране. Из нижеследующего для читателя будут ясны причины, почему хорватское дворянство, в особенности хорватская аристократия, является горячим сторонником мадьяр, а также ясна будет и та роль, какую играет эта аристократия в стране в настоящее время.

 

 

ОЧЕРК ПРОШЛОЙ ИСТОРИИ ДВОРЯНСТВА В ХОРВАТИИ И СЛАВОНИИ

 

Происхождение личного дворянства в Хорватии и Славонии. Подразделение его на классы. Происхождение потомственного дворянства.

  

«Золотая булла». Стремления австрийского правительства к ограничению прав и преимуществ дворянства Уже при первом появление в истории, хорваты имели законы, писанные на досках, и довольно развитое обычное право, передававшееся от поколения к поколению. Одной из самых древних особенностей их быта является закон равенства, единения, братства между всеми членами общества. С течением времени, по мере осложнения форм народного быта и постепенного гражданского развития страны, эта черта патриархального устройства, естественно, чем дальше, тем больше, утрачивается. Началось с того, что отличившимся воинской доблестью, при отражении внешних неприятелей, бывали даваемы награды: награждаемые выделялись таким образом из народной массы, становились нобилями в стране. Награды обыкновенно бывали двоякого рода: или отличившиеся воины бывали одаряемы поземельной собственностью, иногда только правом взимания с нее определенного дохода, или им бывали предоставляемы те или другие должностные отличия в народном управлении. Так как земля в то время служила почти единственным источником доходов, то понятно, что и индивидуальное значение лица было тесно связано с поземельной собственностью: лицо пользовалось тем большим значением в стране, чем большее пространство обнимала его поземельная собственность. С течением

 

 

456

 

времени дворянское сословие в Хорватии подразделялось на два класса: высший и низший. При этом делении основанием послужил имущественный ценз, степень материального благосостояния. Дворяне первого класса были известны под названиями: «prvenci naroda» (primates populi [1]), «velikaši» (magnati [2]), «knezove kraljevstva» (principes regni [3]) и «barone kraljevstva» (baroni regni [4]). Дворяне второго класса обыкновенно бывали обозначаемы следующими названиями: «vlasteljičiči» или «vlastelji» [5] 9(potentiali) и «plemiči» (nobiles [6]). Сообразно своему общественному положению, дворяне подразделялись на два разряда: 1) «Status dominorum magnatum vel baronum», — к этому разряду принадлежали те дворяне, которые состояли на государственной службе и 2) «status, ordo equestris»— дворяне, которые не несли никаких общественных обязанностей.

 

Весьма естественно, что дворяне в Хорватии, число которых было сначала крайне незначительно, были вынуждены признавать над собой неограниченную власть хорватских правителей. Хорватский князь или король, по своему личному усмотрению, нередко отставлял от службы дворян и даже лишал их поземельной собственности. Хотя такое самовластие князя и вызывало ропот среди дворян, но им не оставалось иного исхода, как примириться с новым своим положением. Но года проходили и число дворян все более и более возрастало. Мало-помалу ими овладело желание приобрести себе полную самостоятельность и закрепить за своими родами те права и преимущества, которые когда-либо были жалуемы им лично. Единство интересов сблизило дворян между собой, тесно связало их в стремлениях достигнуть желаемой цели. То, что дворяне безропотно сносили в годины своего бессилия, стало волновать их в то время, когда они почуяли в себе силу. Понемногу с течением времени хорватские дворяне начинают уже пользоваться каждым удобным случаем ослабить значение княжеской или королевской власти.

 

 

1. В грамоте от 892 года.

 

2. В грамотах от 926 и 928 годов.

 

3. В грамоте от 1069 года.

 

4. В грамоте от 1075 года.

 

5. Это название происходит от слова «власть».

 

6. В грамоте хорватского короля Петра Крешимира IV, от 1069 года говорится: «testimoniuin tacio cum omnibus nobilibus meis». В одном историческом акте говорится, что хорватский король Димитрий Звонимир пригласил в 1078 году на совещание своих жупанов и других дворян (meorum comitum aliorumque nobilium). Хорватский король Степан II, при вступлении своем на престол, обнародовал в 1087 году манифест, в котором между прочим был сказано, что он принял бразды правления «omnibns Chroaciae et Dalmaciae nobilibus collaudantibus» и что к нему присоединилось все дворянство «universa nouiiitas».

 

 

457

 

Хорватские короли, не находя иногда в стране надлежащей поддержки себе для приведения в действие той или другой задуманной ими реформы, были вынуждены нередко прибегать за помощью в дворянству. Так мы видим, что в исходе XII ст. хорватско-венгерский король Бела П1 пожелал обнародовать «наследственный закон о первородстве». Опасаясь, чтобы дворянство не отнеслось враждебно к задуманной им реформе, он не преминул даровать хорватским дворянам некоторый льготы, а именно: 1) поземельные участки, которые до того времени составляли личное владение дворян, были им отданы в потомственное владение; 2) определенные доходы, назначенные лично дворянам с известных поземельных участков, были закреплены за их родом; и 3) исключительно только им было предоставлено право поступления на государственную службу. Таким образом образовалось теперь «племство» (дворянство), в настоящем смысле этого слова: самое название «племство» очевидно происходит от слова «племя» (род). Мы должны при этом заметить, что государственные сановники бывали выбираемы не из одного дворянского рода, но обыкновенно делалось так: из одного дворянского рода выбирались баны, а из другого рода— жупаны и т. д.

 

За одной уступкой обыкновенно следует другая: дворяне не удовольствовались полученными льготами, они жаждали полной самостоятельности. Хорватско-венгерский король Андрей II, в начале своего царствования, хотел было ограничить права и преимущества хорватских дворян; но, встретив с их стороны сильную оппозицию, был вынужден отказаться от своего плана. Желая улучшить государственные финансы, которые в то время находились в крайне дурном состоянии, он порешил увеличить налоги; это вооружило против него и народ. Престол, без того уже расшатанный при его предшественниках, мог бы быть теперь ниспровергнут под двойным натиском дворянства и народа. Испуганный король обратился тогда за содействием к дворянству, при помощи которого и спас престол; но вместе с тем он потерял свою власть: благодаря им же самим изданному законодательному акту, он лишился того самого, что желал сохранить в неприкосновенности. Акт, изданный в 1222 году, носил название «золотой буллы» или «письма», которая является вполне дворянским уставом.

 

В силу означенной «золотой буллы» дворянство получило следующие привилегии: 1) каждый дворянин мог de jure присутствовать, с правом подачи голоса как на сеймах хорватском и венгерском, так и на жупанийских скупщинах, ему было также предоставлено право отправлять на означенные сеймы и на жупанийские скупщины своих уполномоченных; 2) каждый дворянин, как член привилегированного сословия, был изъят от взноса податей и от государственных повинностей, а также был свободен

 

 

458

 

от суда и от телесного наказания; 3) каждый дворянин-помещик приобрел неограниченную власть на своем поземельном участке; впрочем, он не мог продать своей поземельной собственности, а только мог ее заложить сроком не более трех лет, так как вся земля почиталась собственностью короны; 4) каждое королевское распоряжение прежде, чем оно войдет в силу, должно быть рассмотрено в совете, который должен состоять исключительно из дворян; 5) дворяне приобрели право протестовать против своего короля, если бы он пожелал отменить или хоть несколько нарушить те права, которые дарованы были им «золотой буллой».

 

Законодательный акт 1222 года является апогеем силы дворянского сословия в Хорватии. Действительно, акт этот сразу закрепил за ним то, к чему оно стремилось: с одной стороны, над королем был учрежден контроль, который вполне лишил его самостоятельности, а с другой стороны, дворяне захватили в свои руки всю власть над народом и сделались вполне независимы по отношению к высшей государственной власти. Отношение дворян к государственным делам приняло такой вид, что местные дворяне, желая, с одной стороны, играть первенствующую роль как на хорватско-венгерских сеймах, так и на местных жупанийских скупщинах, с другой стороны, не имея возможности всегда лично присутствовать в заседаниях означенных сообраний, весьма охотно стали отправлять туда своих уполномоченных, которые были известны под именем «кортеши» (самая подача голоса этими уполномоченными сделалась известной под именем « кортешованья»). Весьма естественно, что эти уполномоченные действовали в заседаниях означенных собраний согласно инструкциям, которые получали со стороны дворян. Таким образом, прежняя единоличная королевская власть потеряла силу: настало царство полнейшего произвола. Правда, что хорватские дворяне теперь крепко примкнули к венгерскому престолу и явились горячими защитниками государственных интересов Империи. Так например, в случае опасности, грозившей империи со стороны внешних неприятелей, дворяне-помещики спешили собрать своих «кметов» и, вооружив их на свой собственный счет, шли на помощь венграм.

 

Хорватские дворяне не преминули злоупотребить благоприятными условиями, в какие они были поставлены в силу законодательного акта 1222 года. Они стали обращаться крайне жестоко со своими «кметами», которые через то не раз бывали вынуждены браться за оружие. В подобных случаях, подавив восстание «кметов», дворяне-помещики обыкновенно спешили прибегнуть к крутым мерам, чтобы упрочить неограниченную власть над своими крепостными. Хорватские короли не могли и подумать о том, чтобы оказать кметам содействие к освобождению их от тяжелой опеки, под какой те находились. Большей частью, впрочем,

 

 

459

 

хорватско-венгерские короли, в силу обстоятельств, равнодушно относились к славянскому сельскому населению. Главная их забота состояла в том, чтобы ослабить влияние дворян при выборе королей. Попытка, сделанная в этом отношении хорватско-венгерским королем Карлом I Робертом, не увенчалась никаким успехом. Между тем постоянные вторжения неприятелей на территорию хорватского королевства содействовали только усилению власти дворянства. Так мы видим, что хорватско-венгерский король Матвей Корвин в 1467 году даровал дворянам грамоту, в силу которой они приобрели право выбирать из среды своей «воеводу» (regnorum capitaneus), т. е. главного начальника народного войска.

 

При хорватско-венгерском короле Леопольде I хорватские дворяне начинают утрачивать свои права и преимущества. Так на сейме, созванном в 1687 году в городе Пресбурге, Леопольд I торжественно своей одной властью провозгласил своего сына наследником престола, и таким образом лишил дворян права вмешиваться в выборы королей. Кроме того с целью ослабить влияние хорватских дворян при дворе, он перестал давать им придворные должности.

 

Императрица Мария-Терезия по политическим соображениям стала благосклонно относиться к дворянству, особенно к хорватской аристократии. Хорватскому бану было даровано право быть «воеводой». Хорватские аристократы были приглашаемы ко двору, где они получали высшие придворные должности. А заняв видное место при дворе, они через то самое приобретали возможность вновь и еще более усилить свое влияние и значение в стране.

 

 

Печатается по изданию: Л.В. Березин.

Хорватия. СПб, 1879.

 

[Previous] [Next]

[Back to Index]