Константин Философ и Мефодий. Начальные главы из истории славянской письменности

Самуил Бернштейн

 

 

Посвящаю памяти моего учителя

Григория Андреевича Ильинского

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

В течение многих лет мне приходилось рассказывать студентам филологического факультета МГУ о жизни и деятельности создателей славянской письменности — Константине-Философе (в монашестве Кирилле) и его брате Мефодии, об их упорной борьбе с врагами славянской культуры, об учениках и последователях Солунских братьев.

 

В истории средневековой европейской культуры Солунские братья занимают особое место. Велика их роль в истории славянского самосознания, в истории славянской культуры и письменности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кирилло-мефодиевская проблематика в истории славянской филологии в XIX в. была одной из основных, «Целое столетие вопрос о Кирилле и Мефодии представляет главную привлекательную силу в истории славянской филологии» [1], — писал в 1901 г. известный русский славист акад. Ламанский. И в настоящее время многие аспекты кирилло-мефодиевской проблематики привлекают внимание специалистов в различных странах. В недавно опубликованной «Библиографии по кирилло-мефодиевской проблематике. 1945—1974» (М., 1980), составленной Можаевой, содержатся сведения о 1919 послевоенных публикациях. Изучение жизни и деятельности создателей славянской письменности является необходимым условием подготовки специалистов в области славяноведения в самом широком значении этого слова.

 

Cyrillo-Methodiana включает изучение жизни и деятельности Солунских братьев, их учеников, историю

 

 

1. Ламанский В. И. Появлений и развитие литературных языков у народов славянских. — Изв. Отделения русского языка и словесности, 1901, т. VI, кн. 1, с. 34.

 

3

 

 

возникновения славянского письма, переводческую деятельность первых славянских книжников, создание первых оригинальных произведений на славянском языке, историю старославянского языка, организацию славянской литургии и др. Все эти вопросы, конечно, в разной степени важны для изучения древнейшей истории славян, истории славянских литератур феодального периода, истории славянских языков. Вот почему они занимают значительное место в системе высшего филологического образования русистов и славистов.

 

В данной книге освещается лишь одна сторона обширного комплекса проблем. В ней характеризуются источники и описываются жизненные пути Константина-Философа, Мефодия и их непосредственных учеников. Конечно, по ходу изложения основной темы автор порой вынужден в какой-то степени рассматривать смежные вопросы, ко все эти экскурсы подчинены основной теме и тесно с ней связан., В заключительной главе книги читатель найдет краткие сведения историографического характера.

 

Уже много лет у нас в стране не издавались университетские пособия по истории возникновения славянской письменности и ее ранней истории. В опубликованных курсах старославянского языка об этом сообщается предельно лаконично. Не представляют исключения в этом отношении и пособия по истории зарубежных славян. А между тем во многих работах (не только популярных, но и специальных) нередко сообщаются недостоверные факты, домыслы и предположения выдаются за подлинные. Еще в середине прошлого столетия известный русский археограф Викторов писал:

 

«До какой степени недостаточна критическая разработка источников, относящихся к истории Кирилла и Мефодия, и не тверды ее основы, ясным доказательством может служить тот факт, что в исследованиях о ней не раз играл главную роль чистый произвол, увлечение исследователя какой-либо любимой идеей, национальные и религиозные пристрастия и вообще предвзятые мнения» [2].

 

К сожалению, суровые слова русского ученого может повторить

 

 

2. Викторов А. Е. Кирилл и Мефодий. — В кн.: Кирилло-Мефодиевский сборник. М., 1865, с. 4.

 

4

 

 

исследователь кирилло-мефодиевского вопроса и в наши дни. Это обстоятельство в первую очередь вынудило меня подготовить к печати записи моих университетских лекций, читанных в разные годы. В настоящей монографии я стремился не отдаляться от источников, не создавать новых гипотез, не выдавать своих предположений за подлинные факты.

 

В конце книги представлен список цитированных мной сочинений. Этот список не является рекомендательным.

 

Свою книгу посвящаю памяти профессора Ильинского, с именем которого связано мое первое знакомство с создателями славянской письменности, с их героической жизнью. Велик вклад этого ученого во многие разделы кирилло-мефодиевской проблематики.

 

Рукопись читали О. А. Князевская, Б. А. Успенский и М. Янакиев. Выражаю им глубокую благодарность за их ценные советы и замечания.

 

[Next]

[Back to Index]