За Балканскими фронтами Первой мировой войны

Глава IX. Мирное урегулирование

ДИКТАТ НАД БОЛГАРИЕЙ

В. Н. Виноградов

Болгарская делегация была вызвана в Париж в июле 1919 г., но лишь 19 сентября предстала перед вершителями судеб Европы, чтобы выслушать приговор. Ее глава Т. Тодоров сказал: "Болгария была вовлечена в эту безумную войну, противоречащую чувствам народа, традициям ее политики и очевидным ее интересам в будущем, принуждением со стороны злокозненной власти..." Он говорил, что "громадное большинство болгарского народа неповинно в том вреде, который нанесен его именем, но на Болгарском государстве лежит ответственность" [56]. Тодоров воззвал к праву народов на самоопределение. Делегация представила замечания относительно представленного ей на подпись текста мирного договора, доказывая неправомерность лишения страны выхода к Эгейскому морю, "что нарушает ее целостность, единство расы, наносит серьезный ущерб насущным потребностям ее экономического развития, и - не последнее по значению, - отрезая Болгарию от Эгейского моря, лишает ее благодетельного воздействия средиземноморской цивилизации" [57].

В представленных болгарами документах выражалось сожаление по поводу сохранения границы с Румынией по линии 1913 г. (т.е. оставление у последний Южной Добруджи), оспаривалась этническая законность передачи Королевству сербов, хорватов и словенцев районов Струмицы и Цариброта и полосы земли по реке Тимок. В них утверждался болгарский характер населения Македонии и предлагалось превратить эту область "в ее исторических границах" в независимое государство под управлением всех или по выбору Лиги наций, одной из главный держав Антанты [58]. Болгары просили разрешить им сохранить армию в 25 тыс. человек, 5 тыс. пограничников и 10 тыс. полицейских и таможенников [59]. Но они могли с тем же успехом взывать к пустым стенам - с побежденными в Париже не разговаривали, им предписывали. Т. Тодорову не удалось отстоять ничего, и он подал в отставку.

27 ноября того же года в Нейи-сюр-Сен договор подписал новый премьер, руководитель Болгарского земледельческого народного союза Александр Стамболийский. Болгария уступала Югославии города Цариброд, Боессилеград и Струмицу с окрестностями, Греции - Западную Фракию, Южная Добруджа осталась за Румынией. Вводились суровые ограничения в отношении численности и вооружения армии и флота (было оставлено всего четыре миноносца), на Болгарию налагалась тяжелая контрибуция. Президент США Вильсон в начале конференции попытался было выдвинуть более снисходительные условия, сохранить за Болгарией выход к Средиземному морю и Южную Добруджу и установить более благоприятную для нее линию разграничения с Королевством сербов, хорватов и словенцев. Под дружным натиском Ллойд Джорджа и Клемансо, поддержанных с редким единодушием делегатами Италии, Греции, Румынии и Югославии, президент отступил по всем пунктам, не проявив того упорства, кое продемонстрировал в затянувшемся споре вокруг Риеки (Фиуме). Он оказался явно не в состоянии отстоять свои "14 пунктов", которые оппоненты кромсали и выворачивали, приспосабливая их к своим экспансионистским программам и потребностям "священного эгоизма", а с тыла на позиции президента наступали американские изоляционисты, добившиеся-таки отказа конгресса ратифицировать Версальский мирный договор.
 

[Previous]
[Back to Index]


56. Conditions of Peace with Bulgaria. P. 1919. P. 111.

57. Ibid. P. 26.

58. Ibid. P. 21, 24, 29.

59. Ibid. P. 93.